Вопрос: Можно ли сказать, что экс-cтриминг напоминает психоанализ?
Ответ: И да, и нет. Как и в психоанализе, в экс-cтрим программе имеет место тесное взаимодействие «терапевта» с «пациентом». Но! Начнем с того, что в экс-cтрим программе нет ни пациента, ни терапевта – есть участники. Точнее соучастники. Человек, переступая порог кабинета психоаналитика или психотерапевта, автоматически начинает чувствовать себя пациентом. Многие люди просто не могут смириться с принятием на себя такой роли. Из-за этого часто возникает подсознательное сопротивление процессу коррекции. Кажется, первым, кто настаивал на замене понятия «пациент» на «участник» был Тимоти Лири, проводивший сеансы расширения сознания.
В отличие от психоаналитического сеанса, экс-cтрим программа вовлекает в процесс коррекции не только сознание человека, но и все его тело. Причем создаются такие экстремальные условия, при которых задействуются внутренние резервы, зачастую дремлющие в человеке всю его жизнь. Эффективность такого «тотального задействования» хорошо описана Карлосом Кастанедой в его книгах. Вообще, использование «шаманских техник», как показывает практика, делает более эффективным любой психотерапевтический метод.
Вопрос: Почему психотерапевты и психоаналитики не прибегают к использованию «шаманских техник»?
Ответ: Ну что вы! Где вы видели психоаналитика, который поехал бы со своим пациентом в лес, и там бы стал ходить с ним по горящим углям? Или принимать психоактивные грибы где-нибудь в Колумбии? В большинстве случаев, психоаналитик – это человек, играющий роль психоаналитика. А роль должна играться по всем правилам и со всеми сопутствующими атрибутами – кабинет, кушетка, длительность сеанса и т. д. Чтобы провести экстрим-программу, нужно быть немного шаманом…
Вопрос: Похоже, Вы не жалуете психоаналитиков?
Ответ: Боже упаси! Я очень уважительно отношусь к их нелегкому труду…. Тем более, что мы ставим перед собой одни и те же задачи. У нас отличаются только техники, – какие из них лучше, какие хуже – судить тем, кому это помогло или не помогло. Потом, ведь за счет чего первоначально формируется авторитет психотерапевта или аналитика? За счет его диплома об окончании какого-то высшего заведения. А что такое для человека, желающего развить свои психические способности, например, эта бумажка по сравнению с тем, что он видит, как его терапевт ходит по горящим углям, а потом обучает этому его самого!
Вопрос: Могли бы Вы дать простое, «ненаучное» определение экс-стримингу для наших читателей?
Ответ: Если очень кратко и простым языком, то экс-стриминг – это приключение, результатом которого является трансформация личности. То, что я делаю очень похоже на то, что делал Сталкер в одноименном фильме Андрея Тарковского. Если вы вспомните, герой, которого так замечательно сыграл А. Кайдановский – Сталкер, вводит людей в некую «Зону» — место, в котором происходят всевозможные аномальные, зачастую опасные для жизни явления. В этой «Зоне» есть Комната, где исполняются самые сокровенные желания человека. На мой взгляд, А. Тарковский великолепно, даже лучше, чем Стругацкие показал, как под влиянием экстремальных факторов и поведения Сталкера изменяются жизненные установки. Как вы помните, никто из участников: ни Писатель, ни Профессор не переступают порога Комнаты. По-моему, выдающаяся психотерапевтическая работа!
Вопрос: Кто чаще всего становится Вашими пациентами?
Ответ: Не пациентами, а участниками программы! Чаще всего это замученные стрессами предприниматели, ищущие вдохновения артисты, певцы, художники, просто люди – любители острых ощущений. Вообще экс-стриминг – это лекарство от скуки, рутины, серой обыденности.
Вопрос: Но, судя по цене, это удовольствие доступно не каждому…
Ответ: Это не дороже, чем в течение года ходить к психоаналитику… При этом гораздо веселее!
Еще интервью...
Вопрос: Экзотические путешествия – относительно новое, вернее, возобновленное дело для России. Как Вы пришли к такому небанальному виду деятельности? Расскажите вкратце о программе путешествия.
Ответ: Чтобы было понятнее о каких путешествиях идет речь, сначала расскажу, почему вообще я взялся за проведение подобных экспедиций. Так сказать, предыстория проекта…
Основным направлением моей деятельности уже более пятнадцати лет является обучение людей навыкам самогипноза и самопрограммирования. Я выступаю с концертами на сцене, провожу курсы, веду индивидуальную работу. Время идет, появляются новые мысли, новые формы…
Давно я обратил внимание на то, что многие люди, мечтающие научиться управлять собой с помощью самогипноза испытывают большие затруднения с вхождением в гипнотическое состояние. (А это один из самых главных факторов для успешного овладения саморегуляцией). В принципе, это научно обоснованный факт. Только 20% населения является так называемыми гипнабельными людьми. А что делать оставшимся 80 процентам? Этот вопрос волновал многих специалистов в области гипноза и самогипноза. Так вот… Я обратил внимание на то, что люди, которым трудно достичь даже легких гипнотических фаз в зрительном зале, на сцене или в кабинете, легко входят в это состояние например на транс-дискотеке, в лесу, на берегу моря… Благодаря этому открытию сначала возникла моя программа «Медитация в музыке», затем «Шаман-шоу – Магический Ритуал», а потом я пришел к мысли, что для ввода в эти состояния можно использовать церемонии настоящих шаманов. Ведь тысячелетиями они именно этим и занимались. Поэтому, чтобы самому не переквалифицироваться в управдома или шамана, я решил возить людей в места, где еще живы эти древние традиции. Так родился проект, который я назвал «Xstreaming».
Поисследовав «шаманскую тему», я пришел к выводу, что настоящие живые традиции (а не театрализованные представления а-ля шаман) в мире не так уж и распространены. Одним (а может и единственным) доступным местом, где (как утверждалось) живы и шаманы и их традиции оказалось Перу. Более того, как стало известно, Карлос Кастанеда, проживший до 25 лет в Перу, в своих описаниях «необычных реальностей» опирался на свои знания именно перуанского шаманизма. А к Кастанеде отношение у меня особое… Все это послужило поводом для организации экспедиции в Перу. С этого все и началось…
После первой экспедиции, неожиданно для себя я понял, что навыки саморегуляции, которые в джунглях можно освоить легче, чем в городском кабинете, это только верхушка айсберга… Мне стало ясно, что человек, попавший в такие необычные (иногда экстремальные) условия получает гораздо больше, нежели просто способность заниматься самогипнозом.
Экспедиция состоит как бы из двух слоев. Первый слой, видимый – вроде обычной тур- поездки. Новые города, экзотические места. А второй слой – глубинный. Слой, в котором происходит внутренняя трансформация, наполнение жизни новым содержанием, новыми необычными красками.
К примеру, церемонию Аяхуаска, проводимую амазонскими шаманами можно воспринимать как просто любопытный опыт, а можно как сеанс расширения сознания. Момент, когда из подсознания выплескиваются такие вещи, которые психоаналитик не вытянул бы и за годы. На церемонии (самостоятельно!) могут быть решены многие глубинные проблемы, касающиеся смысла жизни, самореализации, взаимоотношений с другими людьми. Вы как бы сбрасываете с себя груз накопленных проблем, стрессов, напряжений, страхов… Вы освобождаетесь, очищаетесь, словно сбрасываете с себя панцирь… И при этом, после тотального катарсиса вы продолжаете жить в джунглях неделю. В абсолютно высокоэнергетическом месте! Церемония вас очищает, а джунгли наполняют новыми силами, свежим восприятием реальности, радостью… Я видел, как меняются глаза людей. Они наполняются сиянием, здоровым блеском. Они излучают внутреннюю радость…
В «первом слое» вы просто отдыхаете в экзотическом месте: катаетесь на каноэ по притокам Амазонки, ловите пираний и кайманов, наблюдаете за амазонскими дельфинами, изучаете растения. А во «втором слое» ведется глубокая внутренняя работа, восстанавливается целостность вашей психической структуры, восстанавливается весь организм…
И это не все! После недели, проведенной в амазонских джунглях мы перемещаемся в совершенно другую стихию…
Анды. Одни из красивейших гор мира. И это тоже энергетика! Высокогорье. Четырехдневный переход по священному пути Инков на высотах до 4000 метров. Загадочный и излучающий Силу древний город Инков – Мачу Пикчу. После церемоний в джунглях вы смотрите на все это совершенно другими глазами. Открытыми, способными воспринимать реальность не обусловлено, а как в детстве, непосредственно…
И заключает наше путешествие встреча со стихией воды. Тихий океан. Огромные волны, ласковое солнце… Возможность слиться с океаном в глубокой медитации. Возможность влить в себя энергию обновления и радости.
Вот вкратце о перуанской программе. Вполне возможно, что через какое-то время экспедиции будут проводиться и в других странах. Но ведь не это важно! Важно то, с чем и для чего мы едем туда. Не просто посмотреть памятники архитектуры и интересные места. Мы едем туда, чтобы заглянуть в себя, заполнить «экзистенциальный вакуум», восполнить утраченные в этом сумасшедшем мире Силы. Можно назвать это психо-профилактическим туром, можно путешествием-медитацией, как угодно…
Вопрос: Про шаманов и церемонии — можно поподробней?
Ответ: В Амазонии шаманов шаманами, как правило, не называют. Все шаманы – это целители и называются они общим словом курандеро. У каждого курандеро своя специализация.
Мы общаемся с шаманами, специализирующимися на церемониях Аяхуаска. Их называют аяхуаскеро. Это специалисты в области приготовления магического отвара, который так и называется — Аяхуаска. Это народное средство на протяжении тысячелетий использовалось для исцеления, прорицания и поклонения. Аяхуаска – это название не только самого отвара, но и лианы из которой этот отвар делается.
У каждого шамана есть Своя Аяхуаска. Места в джунглях, где растет лиана, держатся в секрете. Шаманы относятся к Аяхуаска, как к божеству: это растение считается живым и одухотворенным. Для церемонии, в зависимости от поставленных целей, выбирается определенный вид лианы. Аяхуаска бывает “небесной”, “черной”, “учителем” и т. д.
Лиана (толщиной примерно в руку) нарезается на отрезки длиной от 30-ти до 50-ти сантиметров. В специально отведенном месте с помощью (похожей на бейсбольную) биты каждый из будущих участников церемонии “расщепляет” по несколько отрезков лианы. Ударами биты Аяхуаска расщепляется до состояния волокнистой массы. Эта процедура может оставить кровавые мозоли на ваших руках.
Затем, расщепленные отрезки лианы аккуратно укладываются на дно большого котла. На первый слой лианы насыпаются листья необходимых растений (в нашем случае это были листья Чакруны). Затем укладывается следующий слой лианы, который также пересыпается необходимыми листьями. Все это делается до тех пор, пока отрезки расщепленной лианы не заполнят весь котел. Котел заливается водой из ручья и это творение варится особым способом в течение трех суток.
Сама церемония обычно проводится ночью в специальной церемониальной хижине. Участники рассаживаются вокруг шамана. Шаман каждому из участников наливает священный напиток (примерно 50-100 гр.). Примерно через полчаса после приема Аяхуаска шаман начинает петь. Икарос – так называются магические песни, сопровождающие каждую церемонию. Считается, чем большее количество Икарос помнит шаман, тем более авторитетным аяхуаскеро он является. Песни Икарос служат мостом между обычной реальностью и тем необъяснимым Миром, в который попадает человек после приема Аяхуаска. Икарос как будто опутывает участников невидимыми нитями, открывают неизведанные области подсознания, выталкивают ваше “Я” за пределы обычного восприятия действительности… В то же время эти песни не дают вам остаться в тех далеких мирах, куда забрасывает ваше сознание Аяхуаска. Они – как спасительный канат возвращают вас на землю, в “тэмпл”, в чудесную тропическую ночь…
Нам приходилось работать с разными шаманами. Все они являлись потомственными аяхуаскеро с большим практическим опытом. Кстати, надо заметить, что благодаря увеличивающемуся притоку американских туристов в Икитос развелось множество псевдо-шаманов, за определенную плату предлагающих провести церемонию. Поэтому здесь необходимо хорошо знать местную ситуацию и не ошибиться в выборе шамана. В этом смысле мы очень стараемся, чтобы аяхуаскеро, работающий с нашей группой был «правильным».
Вас наверняка интересует, насколько все это безопасно? Все это вполне безопасно. Естественно, за день до церемонии назначается специальная диета: исключаются продукты, не совместимые с приемом Аяхуаски. Как правило, никаких отрицательных последствий после церемонии ни у кого не наблюдается — традиция насчитывает тысячи лет. За это время аяхуаскеро «набили руку» на соблюдении безопасности…
Вопрос: Ну вот вы побывали в Перу, пообщались с шаманами, поучаствовали в церемонии, как теперь вы относитесь к тому, что говорил Кастанеда? Что это, объективная реальность, которой скрыта от сознания европейцев или психотропный бред, а может просто художественная мистификация талантливого автора?
Ответ: Совершенно не важно, кем был Кастанеда – талантливым мистификатором, выдающимся антропологом или магом. Важно достигнутое нами понимание того, что реальности, описанные Кастанедой существуют и могут быть восприняты практически любым человеком.
«Объективная реальность», «психотропный бред», «художественная мистификация» — это всего лишь слова. Открывающаяся перед вами Реальность никак не относится к миру слов. Назвать ее можно как угодно (даже галлюцинацией), но при этом никакие слова не приблизят вас к истинному видению и пониманию. Только внутреннее знание… Только ваш личный опыт…
Вопрос: Хорошо. А как вообще с обстановкой в Перу? Понятно, что экстрим-тур, но нельзя ли там наткнуться на обыкновенных заурядных бандитов?
Ответ: В отличие от Колумбии и Боливии, Перу — достаточно спокойная страна. Люди симпатичны и доброжелательны, хотя слово «гринго» в отношении себя вы можете услышать довольно часто. С откровенным бандитизмом в Перу мы не сталкивались. Правда оценили непревзойденный профессионализм местных воришек. В этой связи просто надо помнить, что всевозможные украшения, дорогие часы и аксессуары с собой лучше не брать. Не стоит афишировать фото и видео аппаратуру и открывать в людных местах бумажник.
Что касается местных заболеваний — мы тщательно следим за эпидемиологической ситуацией в регионах, где проводятся наши экспедиции и посещаем только безопасные с эпидемиологической точки зрения места. Очаги малярии, как правило, известны и эти места туристам не предлагаются. Несмотря на это мы рекомендуем сделать прививку от желтой лихорадки. Действует она десять лет.
О том, что нельзя есть пищу, приготовленную местными жителями на базарах или на лотках – это миф. Мы, например, питались преимущественно на базарах. Не потому, что дешевле, а потому, что в этой пище присутствовала чудесная энергетика и необыкновенный вкус. Считается, что перуанская кухня самая лучшая в Южной Америке. Ни одного отравления замечено не было. Хотя, впечатлительным людям лучше держать “Иммодиум” где-нибудь рядом…
Вопрос: Когда планируется очередная экспедиция?
Ответ: Наша очередная экспедиция стартует 19 июня. Скорее всего это будет двухнедельное путешествие, потому что в это время на океане достаточно прохладно. Хотя, впрочем, желающие могут и остаться – побыть на океане.. Прошлым летом, например, мы провели на океане незабываемое время, несмотря на постоянно моросящий дождь.
Вопрос: А планируется открытие каких-нибудь новых экзотических направлений?
Все-таки, в моей деятельности главное – не развитие экзотических направлений. Xstreaming – это прежде всего метод. Метод, позволяющий участнику программы посмотреть на привычный мир под другим углом, сдвинуть, так сказать парадигму, заглянуть в свой внутренний мир. Я везу людей в экспедиции для того, чтобы они сбросили с себя груз накопившихся напряжений, обусловленостей, усталости. В этом смысле я позиционирую свою деятельность как «не куда ехать, а с кем ехать»…
Что же касается будущих планов – они есть. И планы, на мой взгляд, очень интересные.
Сейчас в наших ближайших планах – основать Центр Самогипноза и Медитации, можно сказать — Ашрам, в Индии, на берегу океана в штате Гоа. Представьте себе теплый океан, солнце, пальмы – здесь сама природа медитативна. Само по себе пребывание в этом месте вливает в ваше сердце гармонию и покой.
Выбор Индии – это еще и желание соприкоснуться с тысячелетними духовными традициями, с землей, где родились Веды, где принц Гаутама испытал просветление… С этой точки зрения наши будущие экспедиции по Индии будут сильно отличаться от традиционно предлагаемых маршрутов. Для нас важно глубокое энергетическое проникновение в ауру страны. Поэтому мы планируем составлять маршруты будущих экспедиций так, чтобы наши участники могли максимально сблизиться с этой многовековой великой культурой.
Что касается Ашрама, естественно, мы не собираемся конкурировать ни с Ошо, ни с Ауробиндо, ни с другими мастерами (попробуй, поконкурируй с ними). У нас несколько другой подход. Для нас важно дать возможность современному городскому жителю, запаренному стрессами и проблемами выстроить собственную психическую структуру таким образом, чтобы он мог легко справляться со стрессами и прочей житейской чепухой. Я думаю это эффективнее, чем годами ходить к психоаналитикам и разбирать свои мозги.
В Ашраме мы попытаемся совместить восточный и западный подходы в овладении навыками психической саморегуляции. Само название центра подразумевает совмещение двух традиций: медитация – восточное понятие, самогипноз – понятие западное. Медитация позволяет заглянуть внутрь себя, отбросить ненужные условности и ментальные концепции, самогипноз более утилитарная техника, позволяющая человеку максимально эффективно адаптироваться к напряженной жизни большого города.
Работа Ашрама, в основном, будет ориентирована на русскоязычную аудиторию. Наверное это самое удачное и доступное место для граждан России, которых интересуют различные психотехники. Сейчас ведется подготовительная работа и, надеюсь, с октября наш Ашрам сможет принимать всех желающих.
Дмитрий Домбровский 2005 год
Источник «Росбалт»