Еще буквально двадцать лет назад для многих жителей Советского Союза слова «духовный рост», «эзотерика», «Измененные Состояния сознания», «трансперсональный опыт» были чем-то абсолютно новым и непонятным. Людей, проявляющих интерес к различного рода метафизическим явлениям считали не совсем «нормальными».
Сегодня ситуация в корне изменилась. Благодаря развитию информационных технологий и появлению несметного количества эзотерических школ и направлений сегодня редко встретишь человека, не «исповедующего» какую-нибудь духовную дисциплину. Уже неприлично не знать, кто такой Кастанеда или Ошо, только ленивый не практиковал асаны и йогическое дыхание – пранаяму, тысячи людей регулярно «дышат» холотропным дыханием, практикуют не-делание, симоронят, осознают сновидения, прекращают внутренние диалоги, рисуют мандалы, накапливают энергию Ки, изучают акупунктурные точки, снимают сглаз и порчу «присоединяясь» и «якорясь», снимая «зажимы» и «блоки». Иными словами, тысячи людей находят все новые и новые способы изменения собственных Состояний Сознания.
Казалось бы, вокруг нас должны жить абсолютно самореализующиеся и счастливые люди (если принять как аксиому, что любая «духовная» дисциплина ставит своей задачей в первую очередь гармонизацию личности в социуме, достижение состояния внутренней радости и безмятежности).
Однако, мы видим, что этого не происходит. Несмотря на обилие направлений, люди по-прежнему не чувствуют себя счастливыми и радостными; в головах большинства адептов различных систем «эзотерическая каша» из понятий и терминов. Общаясь с последователями некоторых школ, я начинаю сомневаться в их адекватности. Посещение семинаров и ретритов становится самоцелью. Многие люди не могут даже определить, зачем им это надо! Все очевидней вырисовывается так называемая проблема «духовного кризиса» и «духовных разочарований» у людей, регулярно занимающихся практиками саморазвития.
«Трансовые состояния», «трансцедентальный опыт», «психоделические переживания»: все это, будучи правильно интегрированным в повседневную жизнь может действительно способствовать более эффективной социальной адаптации, разрешению многих интрапсихических и межличностных проблем. Но ко всему, на наш взгляд, необходимо подходить рационально и трезво.
Многие практикующие рассказывают об удивительных открытиях, сделанных во время духовных практик и упражнений и неприятном разочаровании, наступающем через неделю-две после возвращения в жесткий ритм мегаполиса. На мой взгляд, любая работа, любой семинар или ретрит, посвященный раскрытию внутреннего потенциала не должен быть просто психологической «накачкой», но обязан вооружить участника инструментами, позволяющими в течение долгого времени сохранять внутреннюю гармонию, ощущение счастья и радости в сложном, наполненном стрессами и проблемами современном социуме.
Духовные практики не являются «бегством от реальности», а скорее наоборот, вносят в нашу повседневную активную жизнь новый духовный компонент, позволяющий полнее реализовывать свой творческий потенциал и свои психические резервы.
Основной задачей моей работы с участниками различных программ, тренингов, ретритов и семинаров является ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ, а также осознанное управление своими Состояниями Сознания.
Такая интеграция становится возможной только в том случае, если у человека формируется целостная картина мира и духовный опыт в ней занимает свое необходимое место. Говоря о целостной картине мира, подразумевается не чья-то мировоззренческая концепция (будь то Буддизм, Йога, Кастанеда, Гурджиев и бог знает кто еще), а именно вашу, сформированную и «инсталлированную» в своем сознании модель.
Чтобы «инсталлировать» в сознание такую модель, абсолютно недостаточно воспринять вербальную информацию так, как мы привыкли это делать с детства. Результатом такого восприятия является неразбериха и «эзотерическая каша» в голове. Существует другой способ восприятия информации. И о таком способе вы наверняка слышали, либо, возможно, у вас имеется собственный опыт. Речь идет об основе наших программ – восприятии информации в Особых расширенных Состояниях Сознания.
Сочетание телесно-ориентированных практик и ОСС дает возможность зафиксировать полученные знания и ощущения во всех контурах сознания, избежав при этом возможности возникновения негативных последствий трансформации личности.