Из книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»
Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов – чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять собственным мозгом.
Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным — возможно, о том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение, чтобы вернуться к этому воспоминанию — и убедитесь, что вы видите то, что видели, когда это приятное событие совершалось. Можете закрыть глаза, если так проще.
Я хочу, чтобы, глядя на это приятное воспоминание, вы изменили яркость изображения и отметили, как изменяются в ответ ваши чувства. Сначала делайте его все ярче и ярче. Теперь делайте его все более и более тусклым, пока вы едва сможете различить его. Теперь снова сделайте его ярче.
Как это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для большинства из вас, если вы сделаете картину ярче — ощущения усилятся. Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости — обычно наоборот. Сколь многие из вас когда-либо думали о возможности намеренно изменять яркость внутреннего образа, чтобы иначе чувствовать себя? Большинство из вас просто позволяют своему мозгу беспорядочно показывать вам любую картину на его выбор — а вы в ответ хорошо или плохо себя чувствуете.
Теперь подумайте о неприятном воспоминании: что-то такое, о чем вы думаете — и это вызывает у вас неприятные эмоции. Теперь делайте картину все более и более тусклой. Если вы достаточно сильно убавите яркость, она больше не будет вам досаждать. Можете сэкономить тысячи долларов психотерапевтических счетов, я научился этим вещам от людей, которые их уже делали. Одна женщина сообщила мне, что она счастлива постоянно; она не позволяла событиям подобраться к ней. Я спросил ее, как она это делает, и она ответила: «Ну, эти неприятные мысли приходят ко мне в голову; но я просто убавляю яркость».
Яркость — одна из «субмодальностей» зрительной модальности. Субмодальности — это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока поиграем со зрительными.
Яркость — это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой — это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.
Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина — это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет — страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова бы ни была связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.
Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменой. Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины. Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения. Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а меньшая ослабляет ее.
Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень большой, она может вдруг показаться нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности — например, от удовольствия к смеху.
Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что ее уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей по-настоящему огромных размеров превращает ее в нелепую и смешную, то вы и это можете использовать, чтобы почувствовать себя лучше. Попробуйте, выясните, что вам подходит.
Неважно, какова связь, если вы выясните, как она работает в вашем мозгу — так что сможете научиться контролировать свой опыт. Если подумать, в этом не должно быть абсолютно ничего удивительного. Люди говорят о «тусклом будущем» и «ярких перспективах». «Все в черном свете». «У меня в голове все смешалось». «Это пустяк, но она раздувает все это до непомерных размеров». Когда некто произносит что-то подобное, это не метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что испытывает внутри себя этот человек.
Если кто-то «непомерно что-нибудь раздувает», вы можете посоветовать ей сжать картинку. Если она видит «тусклое будущее» — пусть сделает его поярче. Это звучит просто, так оно и есть.
Внутри вашего разума существуют все те веши, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это делают Другие. Все, что происходит в вашей голове, воздействует на вас, и потенциально все это вам подконтрольно. «Кто будет управлять вашим мозгом?» — вот в чем вопрос.
А теперь я хочу, чтобы вы продолжили эксперимент с варьированием других зрительных элементов, чтобы выяснить, как можно сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Я хочу, чтобы у вас было личное, опытным путем полученное понимание того, как вы можете контролировать свой опыт. Если вы действительно приостановитесь и попробуете поизменять переменные из списка, приведенного ниже — у вас будет прочная основа для понимания остальной части книги.
Что касается тех из вас, кто действительно хочет научиться управлять своим собственным мозгом — возьмите любой опыт и попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже зрительных элементов; проделайте то же самое, что вы делали с яркостью и размером; попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один элемент за раз. Если вы меняете два параметра или более одновременно, то не узнаете, какое из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Я рекомендую проделывать это с приятным переживанием.
Цвет. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.
Расстояние. Меняйте от очень близкого до далекого.
Глубина. Меняйте картину от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений.
Длительность. Варьируйте от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.
Четкость. Меняйте изображение от кристально чистой детальной четкости до размытой неразличимости.
Контраст. Отрегулируйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.
Пределы. Варьируйте от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой, так что если вы повернетесь, то сможете увидеть еще часть.
Движение. Меняйте изображение от неподвижного фото или слайда до кинофильма.
Скорость. регулируйте скорость фильма от очень медленной до очень быстрой. Оттенок. Изменяйте баланс цветов. Например, увеличьте интенсивность красных тонов и уменьшите голубых и зеленых.
Прозрачность. Сделайте образ прозрачным, так чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.
Пропорции. Сделайте обрамленную картину длинной и узкой, а потом короткой и широкой.
Ориентация. Наклоните верхнюю часть картины от себя, а потом к себе. Передний план/задний план. Варьируйте различие между передним планом {то, что вас больше всего интересует) и задним (обстоятельства, которым просто случилось при сем присутствовать) или отдаленность первого от второго. Потом попробуйте поменять их местами, так чтобы задний план стал интересным передним.
Теперь у большинства из вас должен быть опыт использования нескольких из множества способов, какими можно, меняя субмодальности, изменить свой опыт. Всякий раз, обнаружив элемент, работающий по-настоящему эффективно — сделайте паузу, чтобы понять, где и когда вы хотели его использовать. Например, выберите жуткое воспоминание — хотя бы эпизод из фильма. Возьмите эту картину и очень быстро сделайте ее очень большой. Это встряхивает. Если вам по утрам трудно разогнаться, попробуйте это вместо кофе!
Я просил вас пробовать по одному элементу за раз, так чтобы вы могли выяснить, как они работают. Выяснив, как они работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более интенсивные изменения. Например, приостановитесь и найдите исключительно приятное чувственное воспоминание. Во-первых, убедитесь, что это фильм, а не просто неподвижный слайд. Теперь возьмите этот образ и пододвиньте его к себе. По мере его приближения делайте его более ярким и цветным, одновременно замедляя фильм до примерно половинной скорости. Поскольку вы уже знаете кое-что о том, как работает ваш мозг, проделайте также и все остальное, что наилучшим образом интенсифицирует это ваше переживание. Приступайте.
Следующая вещь, которой я хотел бы научить вас — это то, что я называю «кратчайшей терапией». Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия, так что вы все можете ее сейчас попробовать.
Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам настроение. Если не портит, выберите другое.
Потом снова запустите этот фильм, и как только он начнется, пустите фоном какую-нибудь приятную громкую цирковую музыку. Слушайте цирковую музыку вплоть до самого конца фильма.
Теперь снова просмотрите тот исходный фильм. Это улучшает ваше самочувствие? Для большинства из вас это превратит трагедию в комедию, и вы почувствуете облегчение. Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы раздражаетесь и злитесь — наложите на него цирковую музыку. Если вы прокрутите его с ней, то, вернувшись в следующий раз, оно будет автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Для нескольких из вас цирковая музыка может быть неподходящим выбором для этого конкретного воспоминания.
Если вы не заметили никаких изменений, или если ваши ощущения изменились неудовлетворительным образом — посмотрите, можете ли вы найти какую-то другую музыку или звуки, которые, по вашему мнению, могли бы повлиять на это воспоминание, а затем попробуйте проиграть эту музыку вместе с ним. Вы могли бы попробовать тысячу скрипок мыльных опер, оперную музыку, Увертюру 1812, «Убежище Дьявола», или что угодно и выяснить, что произойдет. Начав экспериментировать, вы сможете обнаружить множество способов изменить свой опыт.
Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм так, как вы обычно это делаете, чтобы выяснить, беспокоит ли он вас сейчас.
Теперь запустите то же самое воспоминание задом наперед, от конца обратно к началу — точно как если бы вы его перематывали — и сделайте это очень быстро, в несколько секунд. Теперь снова запустите фильм сначала. После просмотра наоборот вы чувствуете по поводу этого воспоминания то же самое? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы наоборот: смысл меняется.
Из книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»