В прошлом посте я говорил о том, почему я перестал возить группы в Перу. Я назвал основную причину: ментальность балийцев мне ближе, чем ментальность потомков Инков. Но есть и другие причины о которых я хочу сказать несколько слов на фоне возросшего интереса к Аяхуаске и шаманам.
Многие люди всерьёз пытаются рассуждать на тему амазонского шаманизма, пытаются приписать местным шаманам мистические свойства и какую-то потустороннюю силу. Это, мягко говоря, неверно.
Когда-то я читал книгу о шаманизме, где рассказывалось о первой встрече белого человека с этой традицией. Всё это происходило в начале 20-го века в те времена, когда в Икитос бурно развивалось каучуковое производство. Икитос был тогда быстроразвивающимся городом в сердце Амазонии. Только-только в Америке и Европе стали выпускать автомобили и для изготовления покрышек требовалось много каучука. Промышленник, которого судьба забросила в эти богом забытые места описывал свою жизнь. В числе прочего, он упомянул, что в те времена в районе Икитос (в близлежащих джунглях) проживало всего 2 шамана (мужчина и женщина), которые и помнили примитивные традиции лечения Аяхуаской. В те времена и состоялась первая встреча белого промышленника с магией Аяхуаска. Это примерно 1910 год.
Позже была изобретена синтетическая резина и надобность в каучуке отпала. Разумеется, жизнь в городе стала приходить в упадок.
И вот в конце 60-х годов 20 века в эти места потянулись многочисленные «дети цветов» в поисках модного в то время «просветления». Городок стал оживать. Стало появляться всё больше и больше «потомственных шаманов», которые ранее работали на каучуковых плантациях. Тему подхватили американские тур-операторы, и Амазония стала превращаться в модное экзотическое направление.
В начале 2000-х информация о таинственном напитке стала просачиваться в русскоязычное пространство. Я уже описывал, как сам активно повлиял на этот процесс.
Не скажу, что в 2004 году было 2 шамана на всю округу. Благодаря «американским искателям духовности» за 30 лет тропы были уже проложены и шаманов было достаточно. По крайней мере, счёт шёл на десятки. Это было тогда, в 2004 году.
В свой последний приезд в Перу в 2016 (мы ездили с Олей и я снял об этом фильм) «потомственные шаманы» в Икитос уже встречались на каждом шагу. Счёт шаманов шёл уже на сотни. Я понял, что это превратилось в хорошо отлаженный бизнес. Чем больше туристов, тем больше «проверенных, потомственных шаманов». Ну, бизнес и бизнес, флаг им в руки. Зачем мешать делать бизнес людям? Я и не мешаю.
Тогда, в середине 2000-х всё это ещё было экзотикой, но уже что-то подозрительное я ощущал. За свою перуанскую карьеру мне пришлось пообщаться примерно с десятью шаманами. Первая, вторая и даже третья встречи вызвали во мне чувства восторга, оптимизма и даже мистической сопричастности. Но когда организация церемоний становится работой, лёгкий мистический флёр быстро улетучивается и уже видится изнанка.
«Что этот бомж делает в нашей лодке» — спросил меня однажды участник моей экспедиции. «Это наш шаман» — неуверенно сказал я. Участник экспедиции предложил скинуться ему на одежду и налил ему водки. Шаман выпил с удовольствием. Многие шаманы любят алкоголь.
Позже я понял, что шаманом может стать любой житель Икитос из местных. Главное — заучить 5-10 песен Икарос на языке Кечуа. Некоторые даже этим себя не утруждали.
По мере того, как я всё глубже и глубже окунался в амазонскую среду, мне всё меньше и меньше это нравилось. С одной стороны, я как поклонник Тимоти Лири, Рам Дасса и Теренса Маккены был уверен в эффективности психоделической терапии, а сдругой стороны всё чаще и чаще возникал вопрос — зачем шаман вообще нужен?
Как правило, амазонские шаманы — это малообразованные люди, которые с присущей им небрежностью окутывают себя мистическим ореолом. Постоянно насвистывают или напевают тихо Икарос в присутствии туристов. У них есть заученные пространные фразы о Пача Маме и вообще духах природы; они полушёпотом сообщают очарованным туристам о знаках, появляющихся и здесь и там, курят мапачо и поглядывают таинственным взглядом, пока вы плывёте в лодке по Амазонке. Со временем я стал понимать, что по сути они даже не понимают, чем занимаются. В таинстве приготовления Аяхуаски нет ничего сложного. Вы можете самостоятельно пойти на рынок в Икитос, поторговаться и купить 20 отрезков лианы Банестериопсис Каапи, купить листья Чакруны, купить самокрутки Мапачо — этого достаточно, чтобы сварить Аяхуаску. Варить её ещё легче, чем покупать ингредиенты.
С какого-то момента я стал говорить участникам экспедиции: «Ребята. Сейчас я проведу инструктаж по поводу приёма Аяхуаски. Помните! Это ваша первая встреча с психоделиком. Это психотерапия. На шамана можете не обращать внимания. В зависимости от того, как вы будете настроены, ДМТ, содержащийся в Чакруне либо поможет вам, либо нет».
Боюсь, сейчас я напрочь разрушу иллюзии в головах легковерных обывателей. К сожалению, наука всегда вызывала оскорбление чувств верующих — это, по сути, и есть её функция. В какой-то момент я стал понимать, что шаман в церемонии Аяхуаска для белого человека является по сути лишним элементом. Амазонский шаман ничем не отличается от беззубой малограмотной сибирской или среднерусской бабушки, выдирающей у вас волос и с какими-то заклинаниями бросающей его в огонь.
Есть примитивные верования и есть современная наука. Вы на какой платформе хотите находиться? Если вы воспринимаете молнию, как гнев бога — вы не установите на своём доме громоотвод. В этом случае, шансов, что «бог вас покарает за грехи» больше, чем в случае, если вы знаете электрическую природу молнии и устанавливаете на крыше дома высокий железный проводник. Малограмотные люди склонны верить. В том числе и в мистические способности других людей. И если сибирские или уральские бабушки исчерпали для маркетологов свой потенциал, обывателю можно подсунуть ничем не отличающихся от остальных «магов» амазонских шаманов. Они так же малограмотны, они так же верят в свои способности, и они к тому же экзотичны. Находка для маркетологов.
Итак. За 6 лет работы в Перу я понял, что «Аяхуаска» — это маркетологический проект. Это выгодная фишка для туроператоров и организаторов экзотических путешествий. Ничего общего с психоделической психотерапией визит к амазонскому шаману не имеет. «Шаманским воздействием», равно как и любой иной примитивной практикой можно увлечь исключительно склонных к вере, не очень осведомлённых людей.
Влияние психоделиков на мозг сегодня ещё малоизучено, но известно, что психоделики эффективно влияют на мозг. Это знали многие специалисты начиная с Тима Лири и заканчивая Станисловом Грофом. Напомню, что первая «психоделическая волна» возникла в 60-х годах 20-го века. Во главе исследований стояли профессора Гарвардского Университета Тимоти Лири и Ричард Ольперт (в последствии ставший Рам Дассом). Психоделические исследования и эксперименты продлились около 10 лет, затем были засекречены и запрещены. Причины здесь объяснять не стану, речь не об этом. Вторая «психоделическая волна» началась сравнительно недавно (в конце 80-х) и «психоделический ренессанс» продолжается до сих пор. Место Тимоти Лири сегодня занял обаятельный Рик Доблин. Как это происходило и происходит вы можете узнать, начав читать сайт https://maps.org/
Напомню, что мы говорим не о развитии психоделической психотерапии на Западе, а об отношении обывателя к амазонским шаманам.
ПОМНИТЕ! Если вы хотите узнать, как воздействует ДМТ на мозг и какие невероятные эффекты такое воздействие может дать, спрашивайте об этом не у малограмотных шаманов Перу, а у профессора Рика Страссмана, автора книги «ДМТ МОЛЕКУЛА ДУХА». Прочитав Страссмана вы хоть что-то поймёте, послушав шамана вы поймёте только то, что некие духи благосклонны или неблагосклонны к вам и вашей жизни.
Безусловно, все психоделики так или иначе оказывают сильное воздействие на мозг и на психику. И диметилтриптамин (ДМТ) содержащийся в Аяхуаске не исключение. Надо понимать, что различного рода проблемы успешно решаются не потому, что «шаман сильный», а потому, что в ваш организм в определённых условиях попал ДМТ, ЛСД, псилоцибин или мескалин. Я перечислил основные существующие психоделики, которые оказывают (пока что мало изученное наукой) положительное воздействие на мозг и организм в целом.
Для того, чтобы вас считали адекватным человеком в своей среде, вы просто обязаны опираться на какие-то принципы, знания и терминологический тоннель. К примеру, если на научной конференции профессор-физик скажет, что «нам непонятно, каким образом электрон совершает квантовый скачок с одной орбиты на другую, при этом, изменяется свойство элемента» — это научное сообщество поймёт. Ключевое здесь «нам непонятно». Действительно, многим исследователям многие процессы непонятны. Но если этот же профессор добавит фразу «возможно, электрон перетаскивает на более высокую орбиту нечистая сила» — это на конференции уже не поймут. И к профессору будут относиться скептически. И хихикать. Понимаете?
Не может, не имеет права человек с дипломом психоаналитика, психолога или психотерапевта говорить о чакрах, подселениях, дьяволе, лярвах, сглазе и порче! Беззубая бабушка с образованием в 5 классов может себе позволить упражняться в таком терминологическом тоннеле, а человек, получивший академические знания — нет! Вряд ли вы будете лечиться у врача, который назначает курс молитв. Это мракобесие. Патриарх Кирилл может такое предложить и будет прав — это его тоннель. При этом, сам патриарх всё-таки воспользуется услугами врачей лучших клиник Германии или Израиля. Там будут лечить методами и способами, которые подтверждены научным сообществом. Вы мою мысль уловили?
Еще раз. Аяхуаска может очень помочь. Это факт. Мескалин, псилоцибин, ЛСД, ДМТ могут помочь — это факт. Традициям лечения с помощью психоделиков десятки тысяч лет — это факт. Лечит не ритуал, а психоделическое вещество — это факт. Малоизученный эффект плацебо работает в 53% случаев с малообразованными людьми — это факт. Это понятно?
Церемонии Аяхуаска в Перу — это хорошо отлаженный туристический бизнес. За редким исключением, прямой связи работы шамана и улучшения состояния нет. Состояние улучшается за счёт того, что в ваш организм попал диметилтриптамин (ДМТ), произошло изменение состояния сознания, подключились ранее незадействованные нейронные сети и вы чувствуете результат.
И наконец. Этот текст я начал с того, что хотел сообщить вам о второй важной причине, по которой я перестал ездить в Перу и Эквадор. Мне, как человеку, занимающемуся психоделической психотерапией шаманы стали помехой. Не конкурентами, а помехой. Ведь те, кто ездил со мной, ехали не в экзотическую поездку, а решить проблемы. И получалось, что ШАМАНЫ СТАЛИ МЕШАТЬ РАБОТЕ, которую я проводил с клиентом. ДМТ — это хорошо, это работает. А вот шаман отвлекает от работы. Лишнее звено. Вместо терапевтических задач, которые я решаю с клиентом с помощью ДМТ, клиент отвлекается на всю прилагающуюся побочку: блевание, комары, ненужная ритуальная экзотика и так далее.
Ингредиенты Аяхуаски можно купить на рынке в Икитос. Сварить её значительно проще, чем, например, борщ. Песни Икарос звучат красиво, но большинство людей не говорят на языке Кечуа. А если бы и понимали этот язык, то из песен стало бы ясно, что шаман общается и просит дух Аяхуаске помочь в происходящей на церемонии медицине.
И своих участников в 2000-х я инструктировал так: «Ребята! Сегодня вы встретитесь и начнёте взаимодействовать с магическим растением. Это почти инопланетный контакт. Настройтесь на встречу с этим растением, с этим миром, который благодаря растению открывается. Настройтесь на встречу с параллельной реальностью. Сфокусируйтесь на своих внутренних запросах, на решении своих проблем. Будьте в фокусе во время церемонии. На шамана можете не обращать внимания — не он главный, а растение. Оно, растение осуществляет настоящую магию. И для встречи с растением, с иным миром вы должны быть готовы…» Мои настрои и моё присутствие помогало людям больше, чем шаман, который не говорил, как правило, даже на английском.
Я прекрасно понимаю, как не понравится этот текст многим людям. Большинству людей необходима вера в чудо. Но любые взаимодействия в нашем мире и есть настоящее чудо. Переход электрона на другую орбиту — это пока что необъяснимое чудо. И пусть это остаётся чудом без объяснений. Зачем придумывать объяснения? Зачем излишне мистифицировать и так магическую реальность? Зачем в поисках объяснений обращаться к древним примитивным верованиям? Ведь если бы амазонскому шаману хватило образованности и сил прочитать, например, книгу Рика Страссмана «ДМТ-молекула Духа», если бы он понял смысл книги, он бы перед церемонией мог сказать: «Мои предки не знали ни о науке, ни о шишковидной железе! Они объясняли действие Аяхуаски как могли! Они были неграмотны и действовали интуитивно, а теперь мы понимаем значительно больше, яснее, шире! И это прекрасно! Наука помогла нам приблизиться к пониманию тайны, но тайна всё равно осталась! Давайте соприкоснёмся с этой уникальной МОЛЕКУЛОЙ ДУХА диметилтриптамином, давайте окунёмся с вами в этот таинственный непостижимый мир»!
Вот, что я хотел бы услышать от будущих шаманов. И вот причина, по которой мне захотелось прекратить свою работу в Перу.