Путаница с понятием «медитация» происходит по очень простой причине: западный логико-вербальный тип мышления пытается «расставить на полочки» феномены, относящиеся к восточному интуитивно-образному типу мышления.
Слова «медитация» никогда не существовало в восточной традиции, несмотря на то, что феномены, которые этим словом стали называть известны из ведических источников, которым более 5000 лет. Слово «медитация» образовано от латинского meditatio. При чём здесь латинское название психического феномена, обнаруженного в Индии и Китае? Западным исследователям надо было как-то назвать очень распространённый в восточных странах феномен, связанный с изменением состояния сознания, возникающий у практикующих различные мистические направления адептов.
Разумеется, западному человеку с его линейным мышлением очень трудно разобраться в тонкостях различных психических процессов, возникающих в ходе различных практик. Для западного человека Ум — это просто ум. У древних индусов существовало как минимум 4 типа ума: Манас, Ахамкара, Читта и Буддхи.
Западному человеку трудно понять, как можно мыслить за пределами логико-вербального контекста. Такого типа мышления просто не существует. Если мысль нельзя облечь в слова, значит такой мысли попросту нет. Но восточный человек представлял себе всё иначе. Невербальный или нелинейный тип мышления не просто есть, а может подразделяться на различные подвиды. Уже в ранней Йоге Патанджали мы видим 4 типа нелинейного мышления, у каждого из которых есть особенности: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
Сидит человек с закрытыми глазами неподвижно в позе дзадзен. Вам говорят, что он практикует Дхьяну. На следующий день вы видите другого человека, сидящего в такой же позе, а вам говорят, что он находится в Самадхи. Вы ничего не понимаете, но через день другой такой же сидящий человек оказывается практикует Дхарану. Внешне всё одинаково, а вам говорят о существенных внутренних различиях. Обычный линейный ум западного исследователя предлагает (как это всегда бывает у западных исследователей) латинское название. С тех пор в западном уме фиксируется ассоциация — человек, отрешнно сидящий в неподвижной позе — это медитация. Кстати, слова Дзен (а изначально, китайское Чань) — это перевод санскритского Дхьяна. То есть, Чань Буддизм (или Дзен Буддизм) можно перевести как Медитативный Буддизм.
Разумеется, латинское понятие meditatio (размышление) мог дать этим феноменам исключительно невежественный, абсолютно не разбирающийся в понятиях «линейного/нелинейного мышления» человек. В западном понимании до сих пор «мышление» не может быть вневербальным. Других типов мышления в западном представлении просто нет. Тем не менее, слово «медитация» прижилось и используется кем угодно и как угодно.
Раз уж мы не можем не использовать это слово (как я уже писал выше, совершенно неподходящее для описания таких психических феноменов), давайте попытаемся дать ему наиболее точное определение.
Если мы под «размышлением» понимаем такой процесс думания, при котором мы можем вербализировать обдумываемые мысли, то «медитация» — это никак не размышление!
Запомните, никакого отношения к размышлению медитация не имеет!
Наоборот, медитация — это активация невербального, нелинейного, образно-интуитивного типа нейронной деятельности. У этого образно-интуитивного типа мышления есть много различных подвидов: и слияние с объектом, и разотождествление с субъектом, и стороннее наблюдение за процессом мышления, и диссоциация с объектом и субъектом, и всепоглощающее растворение в сущем и так далее и тому подобное. Но это всегда НЕ ЛОГИКО-ВЕРБАЛЬНЫЙ процесс, присущий обычному, ежедневному мышлению. Поэтому, можно считать, что латинское слово «медитация» по сути не отражает истинного положения вещей. Повторюсь: в восточной традиции никогда не было слова «медитация». С другой стороны, и Самадхи, и Дхьяну, и Буддха, и Сатори, и Дхарану можно называть медитативными состояниями сознания.
Медитация — это особый нейро-психический режим работы головного мозга, в первую очередь характеризующийся максимально сниженной (или отключенной полностью) нейронной активностью левого логико-вербального полушария и усилением нейронной активности в других правополушарных отделах мозга.
Для того, чтобы вызвать такой нейро-психический режим работы мозга за тысячи лет придумано множество способов, которые сегодня мы называем «медитативными техниками».
Разумеется, в восточной традиции «медитация» никогда не воспринималась просто как упражнение (как это часто представляют современные «специалисты»). Целью всегда было обретение особого высшего типа мышления, которое сопровождало бы человека ежедневно в его обычной повседневной жизни. У Патанджали этот особый высший тип работы мозга назывался Самадхи, в Буддизме — это «сознание Буддха» и так далее. То есть, выполняя ежедневно различные упражнения, дыхательные и другие техники, постепенно у практикующего формируется особый тип восприятия реальности, эдакое «магическое видение» о котором часто упоминал кастанедовский дон Хуан.
Недавно в Фэйсбуке мне попался пост, в котором мысль автора сводится в конечном счёте к тому, что медитация — это просто большой обман для лохов. Вообще-то, он по сути прав. Потому что его представление о медитации не просто примитивно, оно чудовищно невежественно. И с таким представлением медитация — это действительно гениальная афёра. Часто рассуждения о медитации напоминают рассуждения тракториста с ПТУшным образованием о квантовой неопределённости Шрёдингера.
Дело в том, что если у человека никогда не случался опыт выхода за пределы логико-вербального формата мышления, рассуждать и спорить о медитации просто бесполезно. Когда-то Жванецкий предложил: «Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел…».
Не надо спорить о понятии «медитация» уже хотя бы потому, что это слово происходит из языка, который использовался в культуре, географически и ментально далёкой от мест, где это психо-физиологическое состояние сознания исследовалось и практиковалось.
Если у человека хотя бы однажды случался опыт выхода за пределы рационального, ему всё равно как называть это состояние и как назовут его другие. А те, у кого такого опыта не было будут бесконечно спорить и болтать о том, чего не знают. Медитация — это прыжок за пределы Ума, медитация — это остановка внутренней болтовни, медитация — это опыт соприкосновения с реальностью.
Успехов вам в прыжках!