«За пределами нашего мира существует невидимый мир, который находится далеко и рядом. Это мир, где живёт Бог, где живут мёртвые, духи и святые, мир, где всё уже произошло и всё известно. Этот мир говорит. У него есть собственный язык. Я понимаю его и рассказываю вам. Священный Гриб берёт меня за руку и приводит в мир, где всё известно. Именно они, Священные Грибы, говорят на языке, который я понимаю. Я спрашиваю их, они мне отвечают. Когда я возвращаюсь из путешествия, в которое они меня брали с собой, я пересказываю о том, что они мне показали и рассказали». Мария Сабина
Подход, используемый в современных терапевтических сессиях с использованием псилоцибина можно обобщить формулой «доверься, сдайся, отпусти». Доктор Уильям Ричардс (глава психоделических исследований института Джона Хопкинза) предлагает следующее понимание этой трактовки:
«Та же самая сила, которая вынесет вас за пределы собственной воли, благодаря собственному внутреннему импульсу безопасно вернёт вас в привычный мир повседневности» — гласит главная инструкция. Психоделические гиды проинструктированы, чтобы постоянно напоминать испытуемым о том, что их безопасности ничего не грозит, что за ними постоянно наблюдают и заботятся, и что всё под контролем. Во время путешествия не стоит зацикливаться на опасениях за своё тело. Если вы чувствуете, что «умираете, таете, растворяетесь, взрываетесь, сходите с ума и так далее — продолжайте путешествие, отпустите себя, слейтесь с ощущениями: поднимайтесь по лестницам, открывайте двери, исследуйте тропинки и открывающиеся пути, парите над пейзажами». И если вы сталкиваетесь с чем-то пугающим, «смотрите монстру в глаза, идите ему навстречу, спросите: «Что ты делаешь в моём уме?» или «Чему я могу у тебя научиться?» Ищите самый тёмный угол в подвале своего подсознания и осветите его собственным светом».
Этот подход успешно применяется на терапевтических сеансах с использованием псилоцибина в клинике Джона Хопкинса Нью-Йоркского университета, в Королевском Колледже Лондона и других учреждениях, изучающих терапевтический потенциал псилоцибина. Такой подход предотвращает побочные реакции, связанные с рекреационным использованием псилоцибина. Рекомендованная обстановка — это удобная комната с приглушенным освещением, где участник сессии лежит на кровати или диване, где в наушниках звучит специально подобранная, преимущественно инструментальная музыка (избегая вокала), обеспечивая комфорт для максимального погружения в глубины собственного сознания. Следует избегать прослушивания вокальных лирических композиций, так как они могут серьёзно повлиять на течение психоделической сессии своим эмоционально окрашенным контентом. Однако, такой подход сильно отличается от подхода, используемого шаманами и целителями народности Мазатек (Мексика).
Известно, что некоторые коренные народности Мексики давно практикуют церемониальное использование грибов вида Psilocybe, которые они называют Лос-Сантос-Ниньос (Священные Детки) или Nti Si Tho (Малыши, выталкивающие наружу): Науатлы в штате Мехико, Морелос и Пуэбла; Матлашинки в штате Мехико; Тотонаки в штате Веракруз и Мазатеки, Миштеки, Сапотеки и Чатин в штате Оахака. Эпицентром этих традиций принято считать территории Мазатеков — народности, обладающей самыми глубокими знаниями в области лечения Магическими Грибами. Они используют Магические Грибы для решения различных проблем, физического, психологического и духовного исцеления, а также поиска потерянных или украденных вещей.
Древние традиции предусматривают пост до употребления грибов, за исключением фруктов и воды, если это необходимо. Алкоголь и другие наркотики должны быть исключены до и после церемонии, которая называется велада (velada). Перед церемонией рекомендуется принять душ или искупаться (очищение), надеть чистую белую или ярко окрашенную одежду, избегая черного цвета. Вместе с грибами используется перетёртый в порошок крепкий табак Сан-Педро (Nicotiana rustica), который шаман наносит на запястья и предплечья в качестве тонизирующего средства для тела. Считается, что табак обладает магическими и лечебными качествами, а также используется в качестве подношения на алтаре. В течение нескольких дней до и после церемонии рекомендуется воздержаться от секса, а также от употребления в пищу свинины.
К общению с Магическим Грибом следует подходить с чувством смирения и уважения, но не с чувством страха. Нужно сохранять спокойствие и быть готовым к «ментальной турбулентности», сопровождающей вхождение в иную реальность. На начальном этапе велады рекомендуется как можно меньше разговаривать, а лучше всего молчать. Разговоры и болтовня отвлекают внимание и забирают психическую энергию при погружении, поэтому вербализацию лучше оставить на потом. На церемонии присутствуют только те, кто принимает грибы, и в целом, чем меньше людей участвует в церемонии, тем лучше. Большое количество людей может отрицательно влиять на энергетическую атмосферу психоделического путешествия.
В церемонии используется исключительно один из видов грибов Psilocybe, смешивание различных видов не рекомендуется. Грибы очищаются дымом копаловой смолы и употребляются в свежем виде, обязательно парами натощак. Грибы необходимо тщательно пережёвывать. Грибы запивают несладким какао — это обычай, практикуемый ацтеками как часть их грибных церемоний. Считается, что какао без сахара усиливает и углубляет действие грибов. Через некоторое время после приема грибов свечи гасятся и участники находятся в полной темноте. Во время велады мазатекские шаманы могут петь или совершать определённые ритуальные действия руками над участниками церемонии (пассы, ритмичные взмахи пучком растений).
В отличие от современного клинического подхода, шаманы принимают грибы вместе со своими пациентами. В настоящее время пациентам разрешено проводить 1-3 сеанса приёма Магических Грибов в рамках проводимых научных исследований, в то время как в традиционной шаманской практике Мазатек у пациентов есть возможность участия в часто повторяемых регулярных сеансах.
Мазатеки часто употребляют грибы в семейных группах, что является редкостью вне традиционного контекста велады.
Мазатекская традиция подразумевает проведение велады в доме шамана, в комнате с алтарём. Сеансы проводятся ночью, чаще в темноте или при свечах. Это должно минимизировать отвлекающие факторы и сфокусировать внимание участников на внутренних переживаниях. Велада начинается в кромешной темноте для того, чтобы видения были яркими и ясными, и только позже зажигаются свечи (этот подход рекомендовал известный псилонавт Терренс Маккена — отец психоделического движения в Америке). Свечи являются важным атрибутом церемонии. Мазатеки предпочитают свечи из пчелиного воска. Пламя свечи является нейтральной и вместе с тем всепоглощающей материей на которой концентрируется внимание; той материей, которая давно известна как «генератор осознанности». В таком контексте пламя свечи использовалось многими культурами и традициями, такими как йогическая медитация Тратака, буддийская медитация Касина и еврейские церемонии, происходившие много веков назад. Ночь считается временем, наиболее подходящим для глубоких озарений и серьёзной внутренней работы. Несмотря на региональные, культурные и языковые различия между различными коренными народами Мексики, все эти церемониальные правила являются общими связывающими элементами.
В традиционной Мазатекской грибной церемонии «Велада» центральное место занимает алтарь, включающий в себя стол, украшенный изображениями католических святых, древних божеств, свечей, цветов и амулетов. Синкретический характер пост-Колумбовой традиции Мазатеков позволил им ассимилировать христианские образы после испанского вторжения и распространения католицизма, сопровождавшего его. Псилонавту рекомендуется сосредоточиться на свечах и культовых изображениях, не уходить в «бессознательный транс» и пребывать в состоянии осознанности, сохраняя своё намерение соприкоснуться со священным. Известная мазатекская шаманка Наталия Мартинес называла «ленивым подходом» типичный западный способ употребления грибов, когда человек просто закрывал глаза и позволял музыке направлять психоделическое путешествие. Она считала, что такой подход не проявляет весь потенциал магического гриба.
Некоторые западные люди могут почувствовать дискомфорт при виде алтаря с изображением католических образов. В этом случае, алтарь может быть переоборудован так, чтобы все расставленные артефакты входили в личный резонанс с внутренним миром участника церемонии. Например, некоторым людям предпочтительнее видеть перед собой природные вещи: раковины, кристаллы, сосновые шишки, цветы или перья.
Участникам церемонии Наталия Мартинес предлагает полную тарелку грибов derrumbe (Psilocybe caerulescens) и рекомендует сохранять осознанность на протяжении всей церемонии. Это является бесценным упражнением осознания своего присутствия в процессе глубокой внутренней трансформации личности и считается неотъемлемой частью обучения для тех, кто собирается в дальнейшем проводить веладу самостоятельно. Человек сидит на небольшом стуле перед алтарём, сохраняя осознанность и сосредоточив своё внимание на свечах и изображениях на алтаре, пребывая в состоянии здесь-и-сейчас. Алтарь является психологическим «якорем» для удержания внимания и предоставляя возможность навигации и ориентации в сложном контенте психоделического путешествия. Последние 40 лет 87-летняя Наталия Мартинес занимается этой деятельностью до 3-х раз в неделю.
Употребление псилоцибиновых грибов традиционным способом Мазатеков приводит к мощным переживаниям и открытиям и в отличие от западного терапевтического подхода, этот подход приводит к совершенно иному набору переживаний. Последовательное, регулярное, а в некоторых случаях, еженедельное употребление магических грибов приводит к ряду прогрессивных и глубоких психических трансформаций личности. Каждый последующий сеанс, основываясь на предыдущем, раскрывает новые позитивные личностные качества. Некоторые специалисты считают, что работа с Магическими Грибами является формой теургии. В США употребление грибов таким традиционным способом интерпретируется как священная растительная традиция, которая защищена Законом о свободе вероисповедания.
Мазатеки и другие народности Мексики, использующие псилоцибиновые грибы, склонны считать, что разные виды грибов обладают разными качествами, или, иными словами, имеют «свой почерк». Некоторые грибы почитаются больше других и различные виды используются для определенных целей. Эту точку зрения разделяет этноботаник Кэтлин Харрисон, которая много работала с Мазатеками и различными видами псилоцибиновых грибов. Наиболее сильные виды грибов ценятся выше, чем все остальные. В Мексике известно 53 вида грибов Psilocybe, из которых более трети используется церемониально. Чаще всего, в veladas используется несколько видов. Наиболее важными и часто используемыми видами являются P. caerulescens, P. mexicana, P. cubensis, P. zapotecorum и P. hoogshagenii. На ацтекском языке понятие Nahuatl производное от teotlaquilnanácatl («божественный гриб, который рассказывает и рисует») применяется ко всем видам Магических Грибов.
Особенно высоко Мазатеки ценят Psilocybe caerulescens, известный как «оползневой» или «деррумбский гриб». Считается, что этот вид, вероятней всего, использовался ацтеками в своих ритуалах, что задукоментировано испанским летописцем 16-го века Бернардино де Сагун, и называется ТеонанАкатль («плоть богов»). Именно благодаря этому виду Р. Гордон Уоссон и Тимоти Лири познакомились и открыли западному миру псилоцибин. Эти грибы почитаются за его возможности и силу Fuerza, за сильный лечебный эффект. Воздействие переживается как глубокие и мощные волны тепла и энергии в организме.
Psilocybe zapotecorum — это ещё один значимый и мощный вид грибов, который индейцы Сапотеки называют Badao Zoo («опьяняющий гриб»). У Сапотеков он занимает то же лидирующее место (отсюда и название), что и Psilocybe caerulescens у Мазатеков. Традиция его использования Сапотеками уходит также вглубь веков.
Psilocybe mexicana, известные как pajaritos («маленькая птичка», «пташка» по-испански) является ещё одним высоко почитаемым видом, который используется в церемониях коренными народами Мексики. Именно из этого гриба великий швейцарский химик Альберт Хофманн впервые выделил и синтезировал псилоцибин и псилоцин. Этот вид грибов использовала знаменитая шаманка Мария Сабина, благодаря которой мир узнал о существовании грибных традиций в Мексике. Мазатеки характеризуют эти грибы «que suave» («такие обходительные» или «такие мягкие»). Сапотеки дают эти грибы своим детям, так как считают их очень дружелюбными и деликатными. Эти грибы известны под очень многими различными названиями среди народностей Мексики, но чаще всего упоминается Мазатеками как nize («маленькая птичка»).
Ещё один известный вид — Psilocybe hoogshagenii используется шаманами Сапотеков и Миштеков. На испанском он упоминается как los ninos или los Chamaquitos («маленькие мальчики»), как pajaritos de monte («маленькие лесные пташки») у Мазатеков и atka:t («судья») у Миштеков. Миштеки считают этот вид грибов очень мудрым и шаманы используют его для решения важных философских и жизненных проблем. Это гриб растёт очень медленно, но при этом его легко культивировать в домашних условиях. Первоначально ему было присвоено название вида «semprerviva», что в переводе означает «бессмертный» из-за его очень высокой выносливости, устойчивости и способности образовывать постоянно растущие колонии в течение многих месяцев.
Psilocybe cubensis, гриб Сан-Исидро стал известен благодаря братьям Маккена. Этот гриб распространён практически во всех тропических и субтропических зонах мира, произрастая на навозе крупного рогатого скота. В Мексике Psilocybe cubensis произрастает повсеместно и широко используется в церемониальных целях в традициях многих коренных народностей. Он известен как «ди-ши-тё-ле-ра-джа» («божественный навозный гриб») у Мазатеков. Psilocybe cubensis не является очень почитаемым грибом, однако применяется повсеместно. Возможно, это связано с его «неместным» происхождением — индейцы считали, что гриб был завезён испанцами вместе со скотом. То, что гриб растёт на навозе и обладает меньшей активностью, нежели вышеперечисленные виды, возможно, одна из причин не лидирующего статуса в иерархии мексиканских грибов.
Сан-Исидро является покровителем полей, сельского хозяйства и труда так как растёт на полях и сельскохозяйственных угодьях. Мазатеки употребляют эти грибы прежде, чем приступить к работе, возделыванию нового поля или строительству дома, чтобы обрести ясность, видение процесса и сопутствующую удачу. Однако, не все шаманы работают с Psilocybe cubensis. Например, Мария Сабина никогда не проводила церемонии с этими грибами. Известно, что так называемые «коммерческие» или «туристические шаманы» используют их в своих церемониях для приезжих, чтобы заработать деньги. В 1988 году у Терренса Маккены был неудачный опыт с Psilocybe cubensis, после чего он вообще перестал принимать высокие дозы грибов. Психонавты с обширным психоделическим опытом придерживаются мнения, что почитаемые шаманами вышеперечисленные виды грибов значительно превосходят Psilocybe cubensis по эффектам воздействия и результатам лечения.Этот вид с его универсальной доступностью сыграл важную роль в развитии многих представителей человечества, но не стоит забывать, что это не единственный вид Psilocybe.
Мазатеки, Миштеки и Сапотеки более 500 лет используют в своих мистических и целительских практиках Магические Грибы и знают о них значительно больше, чем современные западные люди, по сути, являющиеся новичками в этой области.У шаманов Мазатек можно многому поучиться и утрата этих знаний станет общецивилизационной трагедией. Однако, из-за появления современной медицины, растущего господства западной цивилизации на землях Мазатеков, Миштеков и Сапотеков и неизбежного разрушения их культурных традиций, очень немногие из молодого поколения этих народностей заинтересованы в продолжении целительской работы с использованием Магических Грибов. Традиционный шаманский подход Мазатеков к работе с грибами может вскоре исчезнуть, поэтому мы должны постараться сделать всё возможное, чтобы сохранить и использовать их знания.
Sam Gandy
Перевод и адаптация — Дмитрий Домбровский
Здравствуйте, Дмитрий! Огромное спасибо Вам за статью, но читя ее понимаешь что не суждено тебе это все испытать — такое сожаление! — (в России и не такое в запрете). В инете видела люди мухоморы пробовали есть сырыми, говорят, что тоже происходит трансформация сознания капитально. Некоторые после этого пить бросили даже.
Жалко что нет возможности к Вам приехать.
Жалко что нет возможности к Вам приехать.р
Владимир
Спасибо вам за труд, за перевод, за то что вы есть такой, за то что вы пишите для нас. Для меня статья очень полезна информативна, я буду использовать ее как путеводитель, для грибных путешествий. Пусть Господь благословит вас в вашей работе. Я завас помолюсь. 🙏